Вопросы территориального размежевания между странами Центральной Азии на протяжении десятков лет оставались источником различных угроз и становились причиной конфликтов. Невозможность найти взаимоприемлемые решения долгое время было фактором, сдерживающим региональное сотрудничество и развитие.

Если с Китаем и Казахстаном компромиссные варианты были выработаны в конце 90-х и в начале 2000-х годов, то с Узбекистаном и Таджикистаном руководители Кыргызстана разных времен договориться никак не могли, либо не предпринимали достаточных усилий. Изменить ситуацию и запустить процесс делимитации границ с соседями удалось президенту Садыру Жапарову. Проявив политическую волю, он смог инициировать переговорный процесс с Ташкентом и позже с Душанбе.

Как отмечают эксперты, сложности заключались в том, что между республиками Центральной Азии, как таковых границ не было. Издревле народы жили бок о бок, на протяжении веков старались поддерживать мир и согласие. Во времена Советского союза границы между странами были административными, иначе говоря, номинальными и абсолютно прозрачными. Серьёзный раздел территорий с организацией постов, колючей проволокой по периметру и размещением вооружённых сил начался в 90-е годы. Появились спорные участки, которые в зависимости от года выпуска географических карт были обозначены по-разному. Это было поводом для разногласий и недопонимания.

Бишкек и Ташкент нашли общий язык только после того, как сменились элиты и государства возглавили новые лидеры. Президенты Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев политико-дипломатическим путем, на основе уважения к национальным интересам, доверия, уважения и дружбы, создали двустороннюю межправительственную комиссию, которая выработала устраивающий обе страны вариант соглашения о пограничном размежевании. В том числе произошел обмен территориями, а Кемпир-Абадским водохранилищем теперь управляет совместное кыргызско-узбекское предприятие, которое регулирует наполняемость чаши и сброс с плотины с учетом потребностей и интересов жителей двух стран.

Главы государств решили вопросы так, что ни одну из сторон нельзя упрекнуть в том, что она чем-то пожертвовала просто так. Дипломатия сработала, на границе был установлен мир и порядок.

Что произошло после этого? Между Кыргызстаном и Узбекистаном растет товарооборот, открываются дополнительные пункты пропуска для граждан и грузов. Границы определены, и теперь нет серых зон и болевых точек.

С Таджикистаном процесс размежевания проходил намного сложнее, поиск компромиссных вариантов осложняло то, что на спорных территориях происходили конфликты, без жертв не обошлось, как среди военных, так и мирного населения. Тем не менее, обе стороны были настроены урегулировать все разногласия политико-дипломатическим путем, после согласования принципиальных позиций президентами начался переговорный марафон, в котором принимали участие председатели ГКНБ двух государств — Камчыбек Ташиев и Саймумин Ятимов. В комментариях ИА «Кабар» осенью 2024 года секретарь Совета безопасности Кыргызстана Марат Иманкулов отмечал, что Бишкек и Душанбе близки к решению всех спорных вопросов.

«Мы все знаем, что и в апреле 2021 года, и в сентябре 2022-го на границе с Таджикистаном произошли конфликты. Да, там очень сложный рельеф и местами граница проходит по огородам, между домами в одном населённом пункте. Естественно, это создавало напряженность. Сейчас мы выходим на финишную прямую. Руководители наших стран, наш президент Кыргызстана Садыр Жапаров и глава Таджикистана Эмомали Рахмон несколько раз встречались по этим вопросам, и на последних переговорах условились ускорить процесс, чтобы в самое ближайшее время поставить точку и выйти на подписание соглашения», — рассказал Марат Иманкулов.

Урегулировав разногласия между собой, создав на границах мосты дружбы, страны Центральной Азии смогут приступить к формированию большого пространства сотрудничества, основанного на доверии и уважении. Когда между соседями нет разногласий, можно сосредоточиться на решении общих задач регионального развития и реализации совместных экономических проектов.

И уже в декабре 2024 года глава ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев и его коллега Саймумин Ятимов, после встречи правительственных делегаций в Баткене, сделали важные заявления, которых в Кыргызстане и Таджикистане ждали много лет, особенно жители приграничных районов.

«Я могу со всей ответственностью заявить, что сегодня исторический момент согласования границ. В дальнейшем остается юридическое оформление, ратификация парламентов двух стран и подписание главами государств. Я думаю, буквально через несколько месяцев, мы завершим вопросы делимитации наших границ, и хочу выразить благодарность всем членам межправкомиссии», — сказал Камчыбек Ташиев.

Тогда же руководитель ГКНБ Таджикистана Саймумин Ятимов отметил, что рабочим группам поручено приступить к процессу оформления итоговых документов.

Как отмечают эксперты, успешное завершение переговоров снизит напряженность в приграничных районах, что является важным фактором для обеспечения безопасности и предотвращения возможных конфликтов. Достижение соглашения по границе создает платформу для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, включая координацию в международных организациях.

Договоренности станут стимулом для инвестиций в приграничные районы, включая строительство дорог, логистических центров и других объектов. Создав на границах мосты дружбы, страны Центральной Азии смогут приступить к формированию большого пространства сотрудничества, основанного на доверии и уважении. Когда между соседями согласие, можно сосредоточиться на решении общих задач регионального развития.


ИАЦ «Кабар» Кирилл Степанюк