Более 70 % граждан Казахстана, принявших участие в референдуме по АЭС, высказались «за» строительство атомной станции. Предварительные итоги всенародного голосования огласил ЦИК соседнего государства. Таким образом, демократическим путем было выявлено волеизъявление граждан, которое ставит точку в долгих и малопродуктивных спорах о том — быть или не быть АЭС?

Резко против развития ядерных технологий в Казахстане выступали активисты от тамошних НПО. В интернет забрасывались фейки о радиационной угрозе, предпринимались попытки раскачивать и расколоть общество. В общем-то, поэтому с точки зрения принципов соблюдения народовластия в Астане и было принято решение провести референдум, результаты которого станут юридической основой для реализации первого атомного проекта.
По предварительным данным Центризбиркома Казахстана, явка граждан на участки для голосования превысила 63 %, при этом 72,12% поддержали строительство АЭС.

Казахстан, как и Кыргызстан, переживает заметный экономический подъем, для запуска предприятий там тоже требуется значительно нарастить выработку электричества, и полагаться только на ветровые и солнечные станции проблематично, так как они зависят от погодных условий. Для развития промышленности нужны устойчивые и мощные источники, независящие от капризов природы. Такую энергию могут дать только атомные станции, и властям соседней республики удалось довести эту мысль до большинства своих граждан.

Перед референдумом президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал: «Принятое народом решение будет для страны определяющим. Строительство атомной электростанции — долгосрочный проект, но он обеспечит устойчивый прогресс страны на десятилетия вперед, укрепит энергетический суверенитет, даст мощный толчок развитию различных сфер экономики, науки и образования, будет способствовать формированию широкого класса инженеров и специалистов самого разного профиля».

В Узбекистане свой атомный проект уже реализуется. В Джизакской области по проекту «Росатома» к 2029 году будут сданы в эксплуатацию 6 реакторов малой мощности, по 55 МВт каждый. В Ташкенте тоже понимают, что в условиях меняющегося климата, когда по всем прогнозам участятся периоды засух, и воды в регионе будет все меньше, для экономии гидроресурсов при растущих потребностях экономики, нужно строить не только ГЭС, солнечные и ветровые станции, а иметь устойчивые и постоянные источники энергии.

Соглашение о строительстве АЭС мощностью 330 МВт было подписано президентами Узбекистана и России в мае этого года. Шавкат Мирзиёев тогда сказал: «Практически все ведущие государства мира обеспечивают свою энергетическую безопасность и устойчивое развитие за счёт атомной энергетики. Имея большие запасы урана, и экспортируя их в третьи страны, для нас этот проект является жизненно важным, если мы думаем о перспективах выхода на новый этап развития Узбекистана».

У Кыргызстана тоже есть свой ядерный проект. Пока он находится на уровне меморандума о сотрудничестве, подписанного Министерством энергетики нашей страны и госкорпорацией «Росатом». Пока наше правительство осторожно присматривается к атомным технологиям и изучает их потенциальные возможности.
Известны лишь предварительные параметры станции, это может быть до шести реакторов малой мощности, приблизительно такая же АЭС, как строится в Узбекистане. На днях депутаты поинтересовались у министра энергетики Кыргызстана Талайбека Ибраева, как продвигается проект строительства атомной станции. «Мы в прошлом году составили меморандум с «Росатомом». Если они хотят построить у нас АЭС, то нужно подготовить общественность. Проводятся разъяснительные работы. В ноябре будет экскурсия с журналистами в Турцию. Они хотят показать атомную станцию «Аккую». Также сейчас пока выбираем земельный участок. Нужно место с водой для охлаждения агрегатов», — пояснил Таалайбек Ибраев.

В одном из интервью ИА «Кабар» глава «Росатом Кыргызстан» Дмитрий Константинов рассказал о том, что сейчас ядерная энергетика абсолютно безопасна, и во всем мире признана ее соответствие «зеленой повестке».

«Современные технологии позволяют обеспечить безопасность атомной энергетики для окружающей среды и людей, живущих в непосредственной близости от атомной станции. АЭС не будет угрожать безопасности сельскохозяйственных культур и водной среде. При нормальной работе выбросы не превышают естественный фон и не влияют на окружающую среду вблизи станции. Кроме того, экологическая обстановка вокруг атомной станции гораздо лучше, чем в других регионах, так как за этим постоянно следят специалисты различных организаций.

Как я уже говорил, срок службы малых реакторов составляет 60 лет, перезагрузка топлива требуется в среднем один раз в шесть лет. И этот процесс так же отработан, абсолютно безопасен и не причиняет никакого вреда окружающей среде. Наш подход основывается на принципах сбалансированного ядерного топливного цикла, который предполагает переработку отработавшего топлива. Таким образом, нет необходимости строительства пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов. На сегодняшний день это уникальное предложение», — отметил Дмитрий Константинов.

По сути, не только Казахстан, а все республики Центральной Азии находятся на пороге принятия важных для себя решений. Дальнейшее развитие, промышленный рост, реализация крупных инфраструктурных проектов и даже удовлетворение нужд населения, требует больших объемов энергии. И с каждым годом эта потребность будет только расти.


ИАЦ «Кабар» Кирилл Степанюк