Много врать вредно, а теперь будет еще накладно. Выдумывание фейков и распространение слухов — отличительная черта так называемых «независимых» СМИ Кыргызстана, существующих за счет зарубежных спонсоров. Причем дело в этом мирке «розовых пони» поставлено так, что чем больше лжи они выльют на народ, тем, видимо, выше размер оплаты со стороны их хозяев. Поэтому решение правительства увеличить штрафы за распространение лжи и дезинформации вызвало панику в мирке «розовых пони», которые принялись дружно кричать об удушении свободы слова, откате от принципов демократии и установлении авторитаризма.

Недавно по этому поводу очень четко высказался президент Кыргызстана. «Несдержанную речь стали считать проявлением народной воли, анархию приняли за демократию, а свободу слова заменили сплетнями и слухами. Люди с толстым кошельком создавали партии в своих интересах и участвовали в выборах. Даже сейчас есть те, кто утверждает, что Кыргызстан становится авторитарным государством, навязывая ложные пути и сбивая с толку», — подчеркнул Садыр Жапаров, и продолжая эту мысль, он пояснил, что «отказ от жизни по чужим правилам и забота о национальных интересах – это не авторитаризм».

Не поняли, не услышали. Снова пошли на поводу своих иностранных кураторов и выдали «сенсацию» якобы о том, что политтехнолог из России, когда-то связанный с покойным руководителем ЧВК «Вагнер» Пригожиным, чем-то занимался в предвыборном штабе кандидата в президенты Жапарова. Расследование основано на том, что медиа-эксперта кто-то где-то видел. Жуткая каша хитросплетений и намеков. Как в популярном ролике из Тик-Тока– «если бы мы знали, что это такое — но мы не знаем, что это такое». Очень похоже, что было большое желание просто увязать имя президента с тем, чей образ может вызвать негативную реакцию.

Эта публикация сначала пошла по сетевой либеральной тусовке, а потом ее опубликовало на своем сайте финансируемое Госдепом радио. Это стало поводом для того, что Министерство культуры вынесло очередное предупреждение иностранной редакции с требованием удалить недостоверный материал. Пресс-секретарь президента Аскат Алагозов сопроводил это следующим комментарием: «Я в свою очередь считаю, что распространение «Азаттыком» информации, которая имеет уровень слухов и сплетен, бросает тень на профессионализм специалистов, которые там работают. Если данная информация является частью редакционной политики по очернению руководства страны, то на повестке дня может возникнуть вопрос о том, нужно ли нам такое медиа».

Патологическая тяга ко лжи и передергиванию фактов со стороны стоящих на грантовом довольствии «независимых» СМИ вынудило власти задуматься над тем, что за систематическое вранье пора наказывать. Был разработан проект закона о внесении изменений в кодекс «О правонарушениях», устанавливающий ответственность за распространение ложной информации. Документ предусматривает наложение штрафа за недостоверные данные и оскорбления на физических лиц в размере 100 тысяч сомов, и на юридических лиц в 200 тысяч.

Вопрос стоит так – не врите, делайте свое дело по международным стандартам журналистики, не распространяйте недостоверную информацию, перепроверяйте сомнительные данные. Но даже эти элементарные требования к порядочности и ответственности вызвали уже традиционные протесты и истерики, когда НПО и отдельные международные организации заголосили о цензуре и ущемлении свободы слова. Развернулась целая кампания по отстаиванию права на безнаказанное распространение лжи. Какая-то удивительная и неуемная жажда плодить фейки и распространять слухи.

Естественно, что информационно-психологические накаты несут прямую угрозу государственной безопасности. Расшатывание общественных устоев, попытки переписать историю, насмешки над традиционными ценностями, вся эта работа направлена на раскол общества, создание предпосылок для дестабилизации. Поэтому, ужесточение наказания за вранье и вызвало суету среди «розовых пони», им станет очень накладно выполнять установки своих зарубежных хозяев. Скорее всего, это и есть главная причина несогласия с тем, что власти Кыргызстана делают все для того, чтобы снизить влияние токсичного и зачастую лживого контента на население страны.

Генеральный директор МТРК «Мир» в Кыргызстане Нурдин Урмамбетов, говоря о ситуации в сфере СМИ, отмечает, что значительно увеличилось количество фейков и вбросов. «Сегодня, в век технологий, лживая информация влияет не только на общество, но и на политику и экономику. С учетом этого, борьба с фейковой информацией превращается в дело государственной важности не только в Кыргызстане, но и во всем мире. К примеру, в Германии компании — владельцу социальной сети, грозит штраф в размере до 50 миллионов евро, если она не удалит заведомо незаконный контент в течение 24 часов после получения жалобы на его содержание.

У нас же, в Кыргызстане самые щадящие нормы контроля за незаконной информацией, что привело к стремительному росту увеличения фейковых новостей. Сегодня в Кыргызстане слухи, сплетни и преднамеренное вранье практически невозможно отличить от правды. А это влияет не только на формирование мнения миллионов, но и на государство в целом. Поэтому, чтобы не допустить искажения образа государства, необходима решительная борьба с распространением фейковой информации. Иначе, в скором времени люди вообще перестанут различать, где правда, а где ложь и перестанут доверять любой информации, а это уже первый шаг к разрушению государства», — отмечает Нурдин Урмамбетов.

То же самое касается блогеров, запускающих «информационных уток» в социальные сети. Сейчас странички и каналы с большой аудиторией так же активно используются для дезориентации населения и вбросов недостоверных данных. К такой работе привлекаются «фабрики троллей», которые подпитывают общество негативом, массово распространяют ложь, а когда что-то идет не так, провоцируют пользователей на конфликты. Эта деятельность ведется скоординировано и создает ряд очевидных для страны угроз.

Политолог Бакытбек Жумагулов говорит, что распространение фейков или сознательное манипулирование обществом не является достижением или показателем демократии. «Во всех развитых странах ложь и дезинформация — наказуемые проступки. Эти вопросы четко регулируются в гражданско-правовом русле. Там тоже есть штрафы за распространение недостоверных сведений. Это нормальный цивилизованный подход, и ни у кого нет никаких сомнений в том, что это правильно.

Ложь и дезинформация не могут использоваться как инструмент давления на власти, или быть способом достижения политических целей. Если упустить ситуацию, можно потерять государство. Поэтому повышение штрафов за распространение сознательной и откровенной лжи, в какой-то мере, вынужденный шаг. При этом, конечно, и компетентные органы, регулирующие эту сферу, обязательно должны быть последовательны и объективны в принятии решений», — обращает внимание Бакытбек Жумагулов.

Эксперты констатируют, что поправки в кодекс «О правонарушениях» не ограничивают свободу слова в принципе. Соблюдай элементарные вещи — не оскорбляй и не пугай людей, не вводи граждан в заблуждение, не создавай угрозы общественной безопасности. Слово, обращенное в народ, должно быть ответственно. Простые правила, которые не имеют ничего общего с цензурой.


ИАЦ «Кабар» Кирилл Степанюк